web: www.a2agency.ru
e-mail: info@a2agency.ru
Тел: +7 495 787-6767
Факс: +7 495 789-4286

 
Ай, да Герман!

Алексей уверен, переделывать себя — неблагодарное занятие, надо существовать в собственном ритме, осознавая, что он у всех разный

Текст Марина Долина
Журнал Comstar Community, сентябрь 2009/№16

{=DELIM=}К своим 32 годам он по праву считается одним из наиболее ярких и титулованных российских режиссеров. Каждый из его фильмов, а среди них «Последний поезд», Garpastum, «Бумажный солдат», вызвал широкий резонанс как в мире профессионалов кинематографа, так и у широкой зрительской аудитории. Трижды он становился обладателем премии «Ника» за лучшую режиссуру. А его «Бумажный солдат» на венецианском кинофестивале завоевал одну из самых престижных наград в мире кино - Серебряного льва. В гостях у журнала Comstar community прославленный российский режиссер Алексей Герман-младший.

Алексей, наверняка каждое ваше интервью начинается с вопросов об отце. Как вы на них реагируете?
Смотря какие вопросы. Реагирую по-разному.

Как вы относитесь к приставке «младший» к своей фамилии?
Что касается приставки «младший»... Я бы сказал, что не всегда одинаково ее воспринимаю. Часто это зависит от настроения. Вообще, многое в жизни с течением времени воспринимается иначе,{=DELIM=} многое переосмысливаешь, когда становишься старше. В конце концов, глупо нервничать, когда кто-то еще раз говорит мне, что мой отец великий режиссер. Я принимаю это как данность. Но если мне пытаются напомнить об этом, чтобы «укусить», признаюсь честно, это раздражает.

А что вы делаете, когда люди пытаются вас «укусить»?
Я могу быть очень неприятным.

А идею о том, чтобы подставить вторую щеку обидчику, не разделяете?
Боюсь, что в России подставлять вторую щеку нельзя. Тебя съедят и не подавятся. С позиций общечеловеческих правил и хорошего тона, не говоря уже о библейских заповедях, взаимоотношения между людьми в отечественной киношной среде выглядят, мягко выражаясь, неоднозначно. Поэтому, исходя из опыта, я бы не стал подставлять щеку тем, кто однажды позволил себе что-то лишнее в мой адрес.

Из ваших слов понятно, что киномир имеет свои особенности и довольно жесткие правила игры. Вы не задумывались о том, {=DELIM=} что если кто-то «ест» окружающих рядом с вами, то и вам когда-то может понадобиться «проглотить» человека, стоящего на вашем пути? У вас есть ответ на этот вопрос?
Готов ли я «сожрать» врага? Если плохой человек... кто знает... Если же хороший, то нет. Хотя... думаю, с уверенностью никто про себя ничего сказать не может. Но мне кажется, что уничтожить хорошего человека я не способен, по крайней мере мне хотелось бы в это верить. Я часто вижу, как представители нашего киносообщества занимаются людоедством. Совершенно очевидно, что они меняются не в лучшую сторону, в первую очередь как художники.

Ваши жизненные принципы существенно отличаются от этических норм, принятых в мире кино. Как вы поступаете, когда сталкиваетесь с таким противоречием на практике?
Это проблемы мировоззренческого характера. Они связаны с тем, как человек отвечает на вопросы о том, чего он хочет, зачем ему это нужно и почему он должен решиться на тот или иной поступок. Я стараюсь соблюдать свои жизненные принципы, {=DELIM=} не переступать через определенные внутренние барьеры, даже если такой поступок сулит большие дивиденды. Потому что внутренняя гармония человеку необходима как воздух. Если же он начинает совершать дурные поступки, целостность его мира нарушается, а это разрушает личность и судьбу. Я в этом уверен. И стараюсь свои принципы переносить в сферу искусства — например, могу отказаться от масштабных, экономически привлекательных рекламных проектов, потому что они не устраивают меня ни эстетически, ни кармически.

По поводу кармического и эстетического негатива уточните, пожалуйста!
Я не люблю глупость, пошлость и безвкусицу. Не люблю ощущение, когда просыпаешься наутро после того, как сделал что-то не то, и думаешь: «Какой же дурной сон мне приснился, как хорошо, что я в этом кошмаре не участвовал». Но вскоре понимаешь, что послевкусие осталось не от сна, а от реальных событий. Так было после съемок моего первого ролика. Тогда я отчетливо осознал, что не хочу больше вот так просыпаться и мучиться от мысли, как глупо и бездарно прошел вчерашний день.{=DELIM=}
Мне кажется, талантливый человек тем и опасен, что может тонко и со вкусом преподать публике — что майонез, что мерседес. Все-таки это профессиональный навык. Разве не так?
Нет. Уверяю вас, некоторые вещи преподать красиво невозможно. Это отлично видно на примере большинства российских рекламных роликов. Если изначально идея проекта порочна и дурна, то талантливо воплотить ее в жизнь не получится, как бы режиссер ни старался.

Когда вы в последний раз себе говорили: «Ай, да Герман, ай да молодец!»?
Хотя история не имела продолжения, я так подумал совсем недавно.

Как интересно. Может быть, мы эту тему разовьем?
Нет. Не хочу.

В одном из интервью вы рассказывали о своей поездке на роттердамский конкурс проектов. Расскажите об этом подробнее.
Я там действительно был, но честно признаюсь, {=DELIM=} безрезультатно, хотя поездка оказалась весьма поучительной. Идея конкурса в Роттердаме состоит в том, что на него съезжаются авторы проектов и в течение недели встречаются с представителями различных фондов и студий. Конкурсантам дается возможность за 20 — 25 минут убедить своего визави в том, что именно их проект или сценарий заслуживает внимания и соответственно — финансирования.

Какие ощущения остались у вас от общения с вашими визави на этом конкурсе проектов сценариев?
Я почувствовал, что европейское кино становится все больше похожим на сужающуюся резервацию. И еще мне бросилось в глаза явное отличие нечестной европейской киноиндустрии от американской, в которой все понятно: там просто зарабатывают деньги, потому что киноиндустрия — это бизнес, в котором отсутствует категория «искусство», а в почете категория «энтертеймент». Европа оказалась как-то на распутье, и это заметно. Правда, я понял, каковы механизмы взаимодействия с европейскими компаниями, как привлекать их деньги, пусть даже и дорогие. Понял, что деньги на проект там можно найти.{=DELIM=} Для осуществления проектов художнику обычно приходится «прогибаться», идя на компромиссы со спонсором, в том числе в вопросах размещения в своей картине элементов продакт плейсмента. Как вы решаете для себя этот вопрос?
Я этого не люблю. И главное, не вижу в России достойных примеров сотрудничества корпораций и режиссеров. Глядя на такие «образцы», я понимаю, что продакт-плейсмент в российском контексте это всего лишь внутренний договор между сторонами, когда корпорация ставит себе галочку и списывает строку в рекламном бюджете, а режиссер заносит в свою копилку связей знаменитую компанию. Но только реклама такого рода, на мой взгляд, не дает результата. К примеру, в культовых американских картинах ты сначала видишь шикарный автомобиль, роскошный костюм или часы, и только потом тебе деликатно преподносится информация о том, какой марки эта красота. В России в основном идут не от формы, а от содержания — попросту вставляют название компании спонсора и считают свою задачу выполненной. Но люди не покупают абстрактных идей, они хотят обладать конкретной вещью! Взять хотя бы ноутбук или мобильный {=DELIM=} телефон. Сначала нам нравится новый гаджет внешне, только потом мы интересуемся, какой он марки. Более того, нам обычно все равно, какая из пяти компаний — ближайших конкурентов в своем сегменте рынка — его выпустила.

Как часто вы меняете гаджеты и какие из них нравятся вам особенно?
Я неравнодушен к ноутбукам. У меня их много разных. Сначала были здоровые ноутбуки, потом я понял, что это бессмысленно, и начал потихоньку их уменьшать, пока не нашел некий компромисс между размером и удовольствием от длительности работы батареи.

Какова роль Интернета в вашей жизни?
Интернетом я пользуюсь главным образом для отслеживания новостей на различных порталах и проверки почты. Я опробовал также видеотелефонию при помощи Интернета, вот тут, конечно, сразу становится очевидной необходимость качественного приема сигнала и высокой скорости. Иначе вместо разговора получается мучение.{=DELIM=} Скачиваете ли вы фильмы в Интернете?
Предпочитаю смотреть их офлайн. Систему торентов я не освоил, потому что сам считаю, что торент — это суть воровство.

Интересуют ли вас политические новости?
Минимально.

А если бы какая-то партия захотела профинансировать ваш проект, как бы вы отреагировали?

В зависимости от того, что эта партия захотела бы взамен. Думаю, для воплощения заказного проекта найдется более удобный персонаж, чем я.

Для своих достаточно молодых для режиссера лет вы сняли много фильмов. Часто ли вам требуется «подзарядка творческой батарейки»? Сколько времени нужно для полного восстановления после завершения картины?

Я без пауз проработал лет семь. Сейчас у меня пятимесячный перерыв. И я не могу сказать, что отдохнул. Чтобы прийти в себя после проекта, сначала нужно заняться своим здоровьем — отлежаться, выспаться, ну, а потом процесс {=DELIM=} восстановления запускается самостоятельно. Как только садишься писать новый сценарий, становится ясно — получшело.

Режиссер имеет немало власти и силы в работе с людьми. Он может причинить боль тем, кто от него зависит, и в первую очередь актерам. Часто ли вы пользуетесь этим своим правом во имя искусства?
Съемки картины действительно предполагают, что все свои внутренние страхи и болезни ты должен осознать и «проработать», но это вовсе не значит, что негативные переживания обязательно надо выплескивать на окружающих. По крайней мере я не верю в то, что мне станет лучше, если я осуществлю акт унижения товарища — наоборот, настроение только ухудшится. Поэтому своим режиссерским правом «причинять боль», как вы выражаетесь, я не злоупотребляю. Тем более что давно понял, бессмысленно просить от людей больше, чем они могут сделать. В то же время я убежден, что совершенно необходимо добиваться от актеров, чтобы они выкладывались по максимуму. Наверное, многим покажется садизмом, целый день в 40-градусный мороз снимать в дремучем лесу сугроб. Но когда режиссер твердо {=DELIM=} уверен, что именно так надо снимать этот сугроб, правильнее всего сделать так, как подсказывает его шестое чувство. И оправдываться перед коллегами за то, что им приходится часами мерзнуть во время съемок, не надо. Может создаться иллюзия, что они лучше режиссера знают, что и как надо снимать, чтобы получился отличный фильм. Я считаю, что съемочная площадка не лучшее место для игр в демократию. Что-то не припомню режиссеров, которые бы шли на поводу у своей съемочной группы. Я не знаю случаев, когда подобная политика привела к каким-то достойным внимания результатам.

Если бы у вас в картине снимался, к примеру, Жерар Депардье, вы бы тоже не предоставили ему «права голоса» на съемочной площадке?
Выбор актеров — моя режиссерская привилегия и, честно говоря, большой вопрос, захотел бы я работать с всемирно известной звездой, которая ни на какие творческие эксперименты идти не готова, а может только упиваться своим отражением в зеркале. Мне не интересны такие персонажи. Поэтому, думаю, в ближайшее время мы вряд ли встретимся на съемочной площадке с Жераром Депардье.{=DELIM=} Как вы предпочитаете общаться с друзьями — в больших компаниях или тет-а-тет?
Я люблю общаться с каждым человеком отдельно от общей компании. Ведь только тогда появляется возможность поделиться своими новостями, сомнениями или переживаниями.

А как вы относитесь к светской жизни?
Не люблю. В модной тусовке чувствую себя неуютно.

Ваши фильмы обращены к историям, которые разворачиваются в прошлом. Как вы ловите волну, ищете эпоху, которая даст вам вдохновение?
Исключительно высиживанием. Чем дольше ты сидишь и стараешься вскочить в какой-то ритм повествования, откидывая неудачные идеи, образы, эпизоды, тем выше вероятность, что количество сконцентрированной в одной точке энергии в конце концов перейдет в качество. Просто надо этого момента ждать, и он обязательно наступит. А без внутреннего убеждения, что ты нашел то, что искал, просто бессмысленно двигаться дальше.{=DELIM=} Интересуетесь ли вы мнением близких, когда принимаете важные решения, или же всегда поступаете по велению сердца?
Иногда я советуюсь со своими близкими людьми по тем или иным вопросам, на которые сам не могу найти ответа. Но как показывает практика, поступать надо, повинуясь собственным ощущениям. Они неизменно вернее, чем видение человека со стороны. Пусть даже очень близкого.

Что для вас самое сложное в процессе создания картины?
Написание сценария. Это однозначно самая тяжелая часть проекта.

Ваш любимый режиссер?
Акира Куросава.

Есть ли культурные мероприятия, ради которых вы готовы бросить все и побежать в театр, на выставку или же в концертный зал?
Я уже начал работать над новым сценарием, и нет такого культурного мероприятия, на которое я был бы готов потратить время и силы.{=DELIM=} В жизни вы быстро принимаете решения?
Да. Во всем, что не касается кастинга актеров. Этот вопрос я всегда решаю долго и мучительно. Особенно когда есть несколько кандидатов, и я понимаю, что каждый артист меняет фильм, поворачивая сюжетную линию в свою сторону.

Как вас самого изменили ваши картины?
Я часто слышу эту фразу от актеров, но, наблюдая за ними, не вижу, что у них реально что-то щелкнуло. Для меня же каждая картина — это возможность проговорить вслух тему, которая меня беспокоит, и отпустить эту проблему. Ведь когда ты проговариваешь проблему, ты можешь думать о чем-то другом.

Профессия режиссера «вампирская». Она высасывает из человека все соки, практически ничего не оставляя для частной жизни. Вы согласны с этим утверждением?
Да, правда. Это профессия, которая забирает возможности личного счастья, меняя их на что-то другое.{=DELIM=} После развода вы, должно быть, задумываетесь о поисках «второй половины». Какая черта характера для вас важнейшая для женщины, которая может быть рядом?
Сложный вопрос. Многим же можно «попадать» в человека. Женщины все разные, но для меня важно, чтобы женщина была умной.

Назовите, пожалуйста, три важнейшие вещи для сохранения семьи?
Любовь, понимание, способность выслушать (и умение посоветовать), а также секс.

Вы достаточно закрытый человек. Нет ли у вас желания как-то изменить свою натуру, перебороть в каких-то моментах?
Нет. Я считаю, что переделывать себя неблагодарное занятие. Надо уметь смиряться с тем, какой ты есть. И вообще, мудрее существовать в собственном ритме, осознавая, что он у нас всех разный. Другое дело, что надо уметь поддерживать свои батарейки всегда в положении «on». Сейчас я понимаю, что многим людям, хотя они формально работают и получают приличные {=DELIM=} деньги за свой труд, на самом деле смертельно скучно жить. И это очень грустно.

А вам бывает скучно?
Очень редко. Если только от ожидания какого-то важного события или шага. Я довольно экспансивный человек.

Ваши пожелания читателям Comstar community?
Двигайтесь вперед и всегда добивайтесь своего!